Ознакомление детей 4–5 лет с декоративно- прикладным искусством

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Мальцева Ольга Игоревна

Организация: МБОУ гимназия №6

Населенный пункт: Московская область, г. Солнечногорск

Аннотация: в данном докладе рассматриваются проблемы, опыт и перспективы работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное творчество в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Цель моего выступления, дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области декоративно-прикладного искусства

Темой нашего исследования стало формирование и развитие основ художественной культуры ребенка посредством народного декоративно-прикладного искусства.

Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами: во-первых, дети в дошкольном возрасте очень любознательны и творческие, поэтому знакомство с декоративно-прикладным искусством станет для них увлекательным и познавательным занятием. Во-вторых, изучение декоративно-прикладного искусства не только поможет детям развить свои творческие способности, но и научит их внимательности и терпению. В-третьих, благодаря росписи дети научатся выражать свои мысли и чувства через искусство, что позволит им развить свою эмоциональную и креативную стороны.

Целью моего исследования было рассмотреть, какие средства и методы формирования знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства наиболее эффективно работают с детьми 4–5 лет.

Основные задачи исследования :

1. Рассмотреть и сравнить работа с каким материалом удается детям лучше, вызывает наибольшую заинтересованность;

2. Проанализировать, какой из видов декоративного творчества (лепка, роспись, плетение) вызывает наибольшие затруднения, а какой совсем не вызывает трудностей;

3. Найти способы решения трудностей, возникающих у детей в ходе знакомства с народными промыслами.

Для решения задач и достижения цели исследования была разработана программа и учебный план, содержащий 64 часа работы (12 часов теоретической и 52 часа практической работы).

В разработанной программе было выделено 4 основных блока: декоративная роспись, декоративная лепка, роспись по дереву, плетение из соломы.

I. Блок декоративной росписи стал самым объемным - 44 часа (7 часов теории и 37 часов практики). При знакомстве с декоративной росписью мы рассмотрели 4 вида народных промыслов: городецкая роспись, хохломская (роспись по дереву), гжельская и дымковская (роспись глиняных изделий) росписи.

В самом начале нашей работы мы познакомили детей с самим понятием декоративного творчества и народных промыслов, их историей и развитием. Для того, чтобы процесс ознакомления был детям интересен, было решено использовать сказки, большое количество иллюстраций, а также сами изделия народных промыслов.

В дальнейшем, при работе с каждым отдельным видом народного промысла, мы работали по схеме «ознакомление-элемент-композиция». При ознакомлении, детям рассказывалось, о том, где произошел данный вид народного промысла, из какого материала и по какой методике изготавливаются изделия. Переходя к практическим занятиям, мы познакомили детей с теми инструментами, с которыми нам предстоит работать и напомнили технику работы с каждым из них. Для того, чтобы процесс образования композиции в каждом виде декоративной росписи был детям понятнее, рисование каждого элемента мы разбирали отдельно в крупном и более мелком формате. На знакомство и прорисовывание отдельных элементов росписи ушло от 6 до 8 занятий. На последующих занятиях дети рисовали композицию, состоящую из уже изученных элементов.

Так при знакомстве с хохломской росписью схема работы получилась следующей:

1. Теоретическая часть: знакомство с хохломской росписью, историей возникновения промысла, формирование представлений детей о цветовой гамме и элементах росписи. Работа с иллюстрациями, демонстрация посуды и игрушек с хохломской росписью.

2. Практическая часть:

• элементы росписи осочка, травка краской черного и красного цвета на белом фоне (выполнялись на листе бумаги А4 поделенном на 4 части горизонтальными линиями);

• элементы росписи кустик, ромашка краской черного и красного цвета на белом фоне (акцент сделан на том, что при рисовании кустика ребенок проводит линии кистью, а при рисовании ромашки, примакивает кисть к бумаге);

• элемент росписи ягода клубника краской зеленого и красного цвета на белом фоне;

• элемент росписи листья рябины краской зеленого цвета на белом фоне;

• элемент росписи ветка с листьями и яблоками красками черного, зеленого и красного цвета на белом фоне;

• элемент росписи лист смородины желтой краской на черном фоне;

• элемент росписи ветка рябины с листьями и ягодами красками желтого, красного и зеленого цвета на черном фоне;

• композиция «Хохломская тарелка» - дети самостоятельно вырезают из картона основу, наносят фон на заготовку, и поэтапно прорисовывают элементы росписи на заготовке.

II. На блок занятий по декоративной лепке было отведено 8 часов. На этих занятиях мы с детьми рассматривали дымковскую игрушку и посуду с гжельской росписью. Благодаря тому, что дети в предыдущем блоке уже познакомились с этими видами декоративного творчества, им было легче понять, что именно мы лепим. Так, детям удалось слепить из глины дымковскую уточку, барашка и петушка.

III. В блоке работы с деревом мы с ребятами отрабатывали рисование уже знакомых нам элементов хохломской и городецкой росписи на деревянных заготовках. Работая с деревянными заготовками, ребята самостоятельно наносили фон на изделия и рисовали узоры. Дети обратили внимание на то, что на дерево краска ложится иначе и работать с ним сложнее.

IV. В последнем блоке мы познакомили ребят с еще одним видом народного промысла – плетением из соломы. Первоначально детям рассказали о различных видах плетения, из лозы, ротанга, бересты и соломы, но на практике познакомили только с самым доступным. Плетение из соломы выполнялось на картонных основах с подготовленными отверстиями. Ребята продевали соломенную нить через отверстия, последовательно переплетая и перекрещивая нити для создания аккуратной дорожки или композиции.

В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:

1. Получены новые знания следующего характера: для детей 4–5 лет в работе по декоративной росписи, удобнее всего использовать следующие материалы бумага для акварели, акриловая краска и синтетические кисти 3-х разных толщин. Для декоративной лепки - белая самозатвердевающая глины, кисть из щетины. Для росписи по дереву - заготовки из шлифованной фанеры различных размеров, так же можно использовать для росписи торцевые спилы различных древесин, но это усложняет процесс росписи. Данные выводы были получены путем опробования различных материалов и инструментов.

2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: структурировать большой блок работы по декоративной росписи следующим образом: "городецкая роспись, хохломская роспись, роспись по дереву (для закрепления изученных элементов), дымковская роспись, гжельская роспись, декоративная лепка, плетение из соломы". Предложение направлено на то, чтобы применять и закреплять навыки росписи на соответствующих материалах сразу после изучения.

3. Созданы творения в виде: образцов декоративной роспись 30 шт, глиняных игрушек 3шт, посуды из глины 3 шт, деревянных изделий с росписью 6шт, образцов плетения из соломы 6 шт (на каждого ребёнка)

Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

  • Приобщать детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
  • Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
  • На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
Опубликовано: 15.06.2024