Доклад «Работа с родителями по использованию дидактических игр в домашних условиях для развития речи детей»

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Трофимович Татьяна Владимировна

Организация: МДОУ Детский сад №28

Населенный пункт: Ивановская область, город Шуя

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного овладения речью.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть.

Детский сад совместно с семьей является первым звеном системы по развитию речи дошкольников.

Расширение словаря и развитие связной речи

Занимаясь расширением словарного запаса, мы всегда идём двумя параллельными путями: расширяем пассивный словарь и активный словарь.

Пассивный словарь всегда больше активного, даже у взрослого. Это связано с тем, что большинством знакомых нам понятий мы не пользуемся в повседневной жизни. Выполнение простых инструкций: «Посмотри», «Покажи», «Дай мне» и т.д. Рассматривание книги(иллюстраций) с комментированием. Соберем картинку «Транспорт»

Развитие активной речи. Дидактическая игра «Шнуровка»

«Шнуровка» - идеальная игрушка для развития активной речи. Уровень развития речи детей соответствует степени развития пальцев рук. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: камушки, крупы (фасоль, горох), пуговицы, бусинками, веревочками, маленькими кусочками ткани.

Развитие мелкой моторики – рисование на манной крупе.

Рисование манной крупой – вызывает у детей много положительных эмоций, у них снимается напряжение, зажатость, они расслабляются. Поэтому можно считать такое рисование с манной крупой способом лечения для снятия стресса и часто рекомендуется психологами. Он проявляет фантазию, у него открывается творческое мышление. В первую очередь рисование манкой помогает ребёнку тренировать мелкую моторику пальчиков, что благотворно влияет на будущее развитие речи.

 

Выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения.

Развивая речь ребёнка, не забываем подготовить органы артикуляции к чистому произношению звуков. Все подготовительные упражнения делаем перед зеркалом для того, чтобы малыш мог сам себя контролировать.

Занимаемся по 3-4 раза в неделю минут по 5-7. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, доставляли удовольствие. Особую осторожность следует проявлять в играх на дыхание, чтобы не закружилась головка, предлагаем малышу только одну игру на занятии, контролируем время игры.

Развитие мелкой моторики. Су-Джок терапия. Упражнения с шариком помогает стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Например:

«Ёжик»

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки. Нужно бельчонку сшить распашонку, Починить штанишки шалуну-зайчишке. Фыркнул ёжик, отойдите, не просите, не спешите, Если отдам иголки, съедят меня волки. (катать су-джок между ладонями)

" «Пальчики»

Этот пальчик - в лес пошёл (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик - гриб нашёл (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик - занял место (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик - ляжет тесно (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик - много ел, оттого и растолстел (на большой палец)

Рекомендации родителям по развитию речи детей:

  • Беседа: «Развитие речи детей раннего возраста».
  • Консультация: «Роль дидактической игры в речевом развитие дошкольников».
  • Памятка для родителей по развитию речи детей.

Итоги: Совместная деятельность детского сада и родителей по развитию речи детей повысит речевую активность, увеличится словарный запас. Дети лучше будут разговаривать, составлять предложения из двух- трёх слов, активно произносить новые слова по образцу, использовать предметы по назначению (набор посуды для приготовления пищи и т.д.)

Запоминать стихи, потешки. И с удовольствием их повторять. Научились общаться со сверстниками.

Систематически пополнять и обновлять информационную среду для родителей по речевому развитию детей раннего возраста.

Список литературы:

  1. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Развитие общения детей со сверстниками [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова «Мозаика-синтез», М.: 2008.
  2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аксарина – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 226 с.
  3. Мяэтос, О. Кто придумал книжки-картинки? [Текст] / О. Мяэтос // Наш малыш. - N 2. - 2002. - С.61.
  4. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет. [Текст] / Под ред. Л. Н. Павловой – М, 2003. – 162 с.
  5. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3года) [Текст] / Е. А. Янушко.- М.: Мозаика - синтез, 2007. – 200 с.
  6. Карточное планирование в ДОО по ФГОС «Развитие речи 2-3 года, группа раннего возраста.
  7. Интернет ресурсы.

 

 

Консультация: «Роль дидактической игры в речевом развитие дошкольников».

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». В.А. Сухомлинский.

Особое место в жизни ребенка занимает игра. Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством в решении. Дети – творцы настоящего и будущего. Среди разнообразных игр, проводимых мною в детском саде, значительное место принадлежит дидактическим играм.

Дидактическая игра позволяет приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания. Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным.

Основными задачами развития речи в детском саду являются: Воспитание звуковой культуры речи. Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания; умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Формирование грамматического строя речи: работа над морфологией, т.е. дети должны уметь изменять слова по родам, числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.); словообразование, т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик); соединение основ (сок выжимает - соковыжималка, мясо рубит – мясорубка); названия детёнышей животных; названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк); названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница); синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.

Словарная работа: правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов; активизация словаря, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный; устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.).

Развитие связной речи: овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей. Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей, так как:

1. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др.), является одним из занимательных элементов на прогулке.

2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:

1. Дидактическая игра должна опираться на программный материал.

2. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.

3. Пособия должны быть внешне привлекательными.

4. Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.

Требования к дидактическим играм:

1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей. 2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
  • настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
  • словесные игры (без наглядного материала).

Памятка для родителей по развитию речи детей.

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

 

Беседа: «Развитие речи детей раннего возраста».​​​​​​​

Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи детей.

Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевое общение ребёнка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.

В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду; родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых , от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребёнка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определённые явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающими и говорить с ними по поводу увиденного.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Содержание игр прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п.

Опубликовано: 04.06.2024