Новые подходы в организации экологического образования ДОУ
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Пономарева Валентина Николаевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №2 г.Беслана»
Населенный пункт: РСО-Алания, Правобережный р–он, г.Беслан
Цель экологического образования – формирование личности с типом экологического сознания и обладающей экологической культурой.
Задачи экологического образования в ДОУ:
- Формировать у детей элементы экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.
- Развивать у детей навыки экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе. 3. Формировать положительный опыт эмоционально – чувственного восприятия природы, эстетического видения ее.
4. Воспитывать осознанное отношение к природе на основе присвоения личностно – значимых экологических ценностей.
В современной педагогике существует ряд парциальных программ, специально направленных на формирование экологических представлений, отношений:
- «Мы» (Н.Н. Кондратьева)
- «Наш дом - природа» (Н.А. Рыжова)
- «Паутинка» (Ж.Л. Васякина – Новикова)
- «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова)
- «Природа и художник» (Т.А. Копцова)
- «Юный эколог» (С.Н. Николаева)
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом:
«Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире…Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».
Наша задача не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные технологии не позволят нам решить эту непростую задачу. Поэтому необходимо разнообразить систему современных экологообразовательных технологий, которые включают три этапа:
Система современных экологообразовательных технологий
- Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование), задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту. 2. Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими. 3. Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.
Примеры современных экологообразовательных технологий в работе с детьми.
- Игровые технологии:
А) Игры-путешествия, в ходе которых дети посещают интересные места и в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль взрослого. Воспитатель или позже ребенок могут быть экскурсоводом, начальником экспедиции, заведующим фермой, лесником и пр. Именно в таких играх дети знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе.
Презентация: «Игра – путешествие на ферму» Для детей младшего дошкольного возраста.
Б) Ролевые игры: основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности, Например, «Строительство города» может осуществляться только при соблюдении экологических норм и правил. Какие это правила – дети определяют самостоятельно (завод построить подальше от жилого массива, школу – подальше от дороги и пр.). В таких играх дети учатся заботится о своем городе и осознают существенные в нем экологические проблемы. В таких играх ежедневно может присутствовать «Волшебная палочка», картины, иллюстрации. С помощью волшебной палочки дети попадают на дно океана, в лес, в Африку. Получается виртуальная экскурсия, с помощью которой дети посещают незнакомые места, знакомятся с природой разных материков, побывают на необитаемом острове и узнают мир во всем его многообразии.
В) Дидактические игры: «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» (об экосистемах), «Что сначала, что потом?» — о росте и развитии живых организмов заставляют ребенка мыслить, искать правильный ответ.
Г) Соревновательные игры: КВН, конкурсы знатоков, экологические викторины, Поле чудес стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.
Презентация: Экологический кроссворд «Лекарственные растения»
- Мультимедийные презентации, мультимедийные экологические игря, технология ИКТ: мотивируют к действию. С их помощью дети могут слушать голоса птиц, увидеть удивительные явления природы, узнать об экологических катастрофах.
Презентация: «Кто как кричит – узнай птицу по голосу»
- Технология ТРИЗ: целью которой является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
- дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. Разрешение противоречий в ходе ТРИЗ – ключ к творческому мышлению, выявление противоречий в объекте, явлении. Сначала объект исследуется: что – то в нем хорошо, а что- то плохо, что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.
Игра с участниками семинара «Хорошо – плохо» «Много зайцев - это хорошо или плохо?»
Участники игры делятся на две команды. В одной команде обсуждают и говорит варианты того, что хорошего от большого количества зайцев, в другой, что плохого.
— Хорошо: Хищники могут питаться зайцами.
— Плохо: Погрызут много деревьев.
— Хорошо, что в лесу будет много животных, лес не будет казаться пустым.
— Плохо: Погубят посевы.
— Хорошо: Ими можно будет полюбоваться.
— Плохо: Будут совершать набеги на огороды, сады. Растительность станет бедной.
— Хорошо: Охотникам разрешат охотиться на зайцев.
— Плохо: Зайцы от нехватки кормов станут болеть и гибнуть…
И в тоже время хорошее свойство может оказаться отрицательным: волкам будет чем питаться, но жалко зайчишек и т.д.
- Технология поисково - исследовательской деятельности: позволяет детям открывать новое, делать шаг в неизведанное, думать, пробовать, искать, а самое главное самовыражаться. Опыты с водой, почвой, растениями помогают ребенку найти самому ответы на вопросы как? и почему? Почему растение без воды и солнца погибает? Почему им для роста и развития нужен свет? Почему дует ветер? Здесь очень уместны проблемно-поисковые ситуации, в которых дети выстраивают гипотезы, что является основой творческого мышления. И это – одна из основных целей ФГОС ДО — умение творчески мыслить.
Экспериментальная деятельность: Опыт «Втягиваем воздух»
Цель: Экспериментальным путем выявить, как действует атмосферное давление.
У участников стакан с любым напитком и две трубочки, им предлагают опустить одну трубочку и попить, затем опустить еще одну и пить через две трубочки, получается втянуть больше напитка? Затем одну трубочку оставить в стакане, а другую вытащить за пределы стакана и попробовать выпить напиток опять через две трубочки. Почему не получилось выпить напиток, обсуждение и поиск ответа.
- Технология экологической идентификации: отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением является игровым приемом «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени.
Дидактическая игра – упражнение.
Участникам семинары предлагаются картинки растений и животных, они выбирают себе любую картинку. Далее им предлагается любая ситуация. Например: «Долго не было дождя, деревья и цветы стали плохо себя чувствовать? Как?» Участники должны любыми способами (жестами, мимикой, словами показать состояние того образа, которого они выбрали) («Мои цветочки начали увядать (показывает руками), листочки опадают (показывает в движении), яблонька – наклонила свои веточки, стала сбрасывать яблочки и листочки и пр)
- Метод экологической эмпатии: сопереживание и сочувствие природным объектам. Поступают жалобы от природы. Эти жалобы предлагает воспитатель или придумывают дети.
Дидактическая игра – сопереживание.
Участникам зачитывается телеграмма из леса:
«Мне нужна помощь? Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле — на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь: их много. Нужна срочная помощь! Ваш дятел».
Участники начинают думать, обсуждают что делать? Получают представление о взаимоотношениях птиц и насекомых, об экологической роли дятла.
Предложить дятлу найти себе побольше друзей. Чем больше будет дятлов, тем быстрее они справятся с вредителями. Обработать специальными растворами деревья, объявить карантин в лесу, установить ловушки на деревьях …
- Кейс-технологии: это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Предназначены для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности, направлены на развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях.
Кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?».
Участники делятся на 3 -4 группы, каждой группе дается своя картина.
Участники знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему, обсуждают свои идеи и вынося совместное решение.
- Экологический театр: Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости — сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику. Цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и т.д.
- Экологический «Сторисек»:
«Сторисек» придумана в Великобритании в 1994 году, в переводе означает «мешок историй».
«Сторисек» – это комплект, сопутствующих, взаимосвязанных и взаимодополняющих материалов (игрушек, шпаргалок для взрослых, художественные книги по теме, игры), направленных на развитие интереса к художественной литературе, чтению, способствующих всестороннему развитию личности детей, формированию экологической культуры. Взрослые много читают детям вслух, а «сторисек» помогает сделать чтение интересным и увлекательным.
Основная цель «сторисек» – получение удовольствия от содержания книги и от совместного громкого чтения.
Задачи «сторисек» - расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения, стимулирование интереса к книге.
Методические рекомендации по организации проведению «Сторисек».
Организация чтения с детьми в форме «Сторисек» проводится в несколько этапов.
Подготовительный этап
1. Определяется произведение детской художественной литературы экологической направленности, рекомендуемые программой, а также природоведческую литературу разных жанров, помогающую детям узнать и понять окружающий мир. Критерии отбора книги:
- доступность произведений детскому пониманию. Произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им.
- Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.
- Привлекательность для детей. Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами, качественной иллюстрацией.
Выбирая художественную книгу, мы отдаем предпочтение тем, которые связаны с природой, охраной окружающей среды, здоровым образом жизни. В подборе книги также играет роль региональный компонент, что в свою очередь повышает уровень экологического воспитания и образования юных воспитанников. Произведения должны оживлять у детей забытые воспоминания, связанные положительными эмоциональными состояниями, которые возникали у них при общении с природой. Произведения должны иметь для слушателя и читателя личностный смысл, содержание - предоставлять читателю возможность перенести в свою жизнь положительные примеры поведения, отношений между литературными героями и стать в определенном смысле «уроком жизни» («так нужно и можно поступать», «так я поступать не буду»), средством формирования умений адаптироваться к сложившимся условиям, общаться.
2. Подготавливается мешок для комплекта материалов. При изготовлении «Волшебного мешка» дошкольники так же могут участвовать. В этом случае, в последствии, дети будут с повышенной мотивацией участвовать в следующих мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности. Возможно также использование готового мешка.
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта:
- игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения;
- научно-популярная книга на тему, близкую к художественному произведению/сказке (например, к книге Владимира Сутеева «Животные России»);
- аудиокнига по выбранному произведению;
- DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению (при наличии).
- Мнемотехники и мнемотаблицы:
11. Метод моделирования: Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования
Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.
Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.
Что такое модель и моделирование?
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.
В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.
Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.
Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.
Модель-это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей - называется моделирующая деятельность. Например: глобус –это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.
Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений, а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.
Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:
- предметные. (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек.)
- предметно-схематические. (В них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.)
- графические. (графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.)
Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.
- Природоохранные акции:
«Покормите птиц зимой»
«Посади дерево, цветок и т.д.»
«Бездомные животные»
«Вторая жизнь фантику»
(Многие акции проводятся совместно с родителями)
- Работа с родителями: Одна из важнейших форм экологического воспитания дошкольников. Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания.
Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы:
- Анкетирование, проведение опросов.
- Родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер – классы, консультации.
- Оформление наглядной информации экологической направленности для родителей
- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности на участке детского сада, озеленение территории детского сада.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок – передвижек, изготовление экосумок, а затем с этими сумками дети принимают участие в различных акциях, походах, экскурсиях.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
Вышеперечисленные технологии направлены на формирование первичных представлений детей о природе, развитие потребности в экспериментировании, развитие познавательного интереса, любознательности, творческой активности, т.е. на развитие личностных качеств ребенка, представленных как целевые ориентиры ФГОС ДО.
Конечно, это далеко не все технологии, которые можно и нужно использовать в целях экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Но, если воспитатель – личность творческая, в его планах найдут отражение и те, о которых мы сегодня говорили, и еще много других.